Программа психокоррекции страхов у детей с использованием рисуночных методик

Введение Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов. По мнению авторов Л. Репина и других ребёнок, как самая чувствительная часть социума, подвержен разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются страхи у детей И. Анализ научной литературы показывает, что для психологической теории проблема страхов не нова. Однако эмоциональная сфера ребенка, в том числе особенности страхов, механизмы и причины их возникновения недостаточно изучены. Основные исследования эмоции страха и механизмов его возникновения под влиянием деструктивных детско-родительских отношений на середину века. Данная тема наиболее глубоко изучена в клинике детских неврозов. Захаров разработал классификацию детских страхов, которая соответствовала данному историческому периоду. В то время в качестве причины детских страхов исследователи называли недостаточную эмоциональную близость родителя и ребенка, конфликты в семье, доминирование одного из взрослых, перестановку или инверсию традиционных семейных ролей, изолированность семьи в сфере внешних контактов В.

Методики + терапия в работе со страхами взрослых и детей

Помочь детям снять психологическую напряженность и возможное чувство страха. Дети рассаживаются за столы. Педагог предлагаетим сделать рисунок под названием"Мой страх". После того, как дети выполнят задание, необходимо обсудить, чего боится каждый ребенок. Предлагается каждому ребенку Нарисовать свой"страх" в самом большом квадрате поменьше.

го инструментария были использованы опросник. «страхи у детей» (автор – А.И. Захаров) и проек- тивная методика «Нарисуй свой страх» (автор –.

Специальные рекомендации Глава 1. Игровые методики снятия страхов Проявленные детские страхи не любят трех вещей: Именно с расчетом на это строятся игры, призванные избавить детей от их навязчивых кошмаров. Дома, в детском саду, в психотерапевтической группе с равным успехом можно использовать в качестве профилактических и лечебных игр рисунок, лепку, рассказ и многое другое.

Самая распространенная игра, объединяющая в себе сразу несколько методик, — ролевое разыгрывание сказок и историй, сочиненных ребенком на тему своего страха и страшных снов. Первым этапом этой игры должно стать сочинение истории, отражающей его самые частые страхи.

2.2 Результаты проведенного исследования

Методика"Нарисуй свой страх" Цель: Ребёнку предлагается несколько вариантов избавления от страха: Ребёнку предлагается нарисовать себя в трёх зеркалах: Далее дети рассказывают о том , что нарисовали.

Проективная методика «мои страхи» (Захаров): После просят рассказать о том, что он изобразил, т. е. вербализовать свой страх. «я не боюсь Бабы -Яги!» рисование:"А теперь нарисуй так, чтобы было видно.

Детям с низким показателем характерен такой страх как страх темноты кроме двух детей: Трое из десяти детей не боятся сказочных персонажей в отличие от других детей с низким уровнем страха. Меньше всего страхов у Саши Д. У него присутствуют такие страхи как: Также можно отметить, что при проективной методике он отказался рисовать страхи, так как, по его словам, у него их нет. Эта методика позволила определить тех персонажей, которые вызывают страх у данных детей.

В рисунках некоторые дети изобразили несколько объектов страха. Таким образом, было изображено 29 различных объектов страха, на одном из рисунков не изображен объект страха. Качественный анализ показал, что для детей с высоким уровнем 10 детей: Также было замечено, что дети с высоким уровнем рисовали неуверенно, нерешительно, недоверчиво и подозрительно смотрели на окружающих. Так, для рисунка Маши С.

Она использовала темно-синий цвет при рисовании. А для рисунка Ильи П.

Способы коррекции детских страхов

Опросник для родителей и педагогов Лаврентьева Г. Ему трудно сосредоточиться на чем — то. Любое задание вызывает излишнее беспокойство. Во время выполнения заданий ребенок очень напряжен, скован. Часто говорит о напряженных ситуациях. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

Очень часто страх защищает ребенка от излишнего риска, уводит от опасностей, регулирует и . «Нарисуй свой страх, победи его» (для детей с 5 лет).

Нарисовать на бумаге свой страх Интерпретация детского рисунка: Огонь - ощущение дискомфорта в отношениях с близкими людьми, дефицит уравновешенности, неуверенность в их любви. Баба Яга - символ злых сил, агрессия. Черт - страх наказания, злого влияния, сомнений, низкая самооценка. Ребенок часто видит ссоры родителей. Змей Горыныч - страх мужской агрессии жестокость отца. Кот - страх агрессии, жестокости, смерти, грубое авторитарное поведение отца пьянки, драки в семье.

Волк - ощущение ребенком потери опоры под ногами, неуверенность в себе. Страх, ближе к ужасу отец жестокий. Лиса - символ хитрости, коварства, непредсказуемости, опасности. Собака - подчиненная, зависимая позиция слабого от сильного.

Игры и упражнения, направленные на коррекцию детских страхов

Практические методы борьбы со страхом. Если мы попробуем анализировать наши переживания, то мы перестаем их испытывать. Четыре практических метода борьбы со страхом.

Упражнение «Волшебные зеркала»; Упражнение «Нарисуй свой страх» Существует множество методик, направленных на избавление от фобий.

Навязчивые страхи фобии — это неотступно, вопреки желанию возникающие переживания страха, которые осознаются как чужие, необоснованные страх загрязнения и др. Навязчивые страхи, как и другие навязчивости, характерны в основном для невроза навязчивых состояний и вялотекущей шизофрении [10, с. страхи сверхценного содержания составляют наиболее распространенную группу страхов у детей и подростков. Ребенок не пытается их преодолеть.

Бредовые страхи характеризуются переживанием скрытой угрозы со стороны, как живых, так и неодушевленных объектов, сопровождаются тревогой, настороженностью, подозрительностью к окружающим людям, ощущением какой-то опасности для себя в их действиях [17, с. Психологические недифференцированные страхи возникают, время от времени, в виде приступов витального, протопатического страха, с переживанием неопределенной угрозы жизни, двигательным беспокойством, разнообразными вегетативными нарушениями тахикардия, покраснение лица, потливость и неприятными соматическими нарушениями сдавливание и замирание сердца, прилив крови к лицу, похолодание в животе, стеснение в груди и т.

Осознание причин страха, его какое-либо конкретное содержание, психологически понятная связь с той или иной травмирующей ситуацией вначале, как правило, отсутствуют [20, с. Ночные страхи — это состояния выраженного страха и двигательного возбуждения на фоне суженного сознания — возникают преимущественно у детей дошкольного и младшего школьного возраста во время ночного сна. У мальчиков они встречаются вдвое чаще, чем у девочек.

нарисуй свой страх

Некоторые из них взяты из известной среди психологов книги Изарда"Психология эмоций", некоторые были найдены на просторах интернета, некоторые родились в процессе работы с клиентами и показались очень эффективными. Техники управления страхом Десенситизация: Весь фокус состоит в том, что люди страдающие фобиями и навязчивыми страхами, находятся в длительном напряжении, их мышцы"не умеют" расслабляться. Задачка психолога — научить клиента релаксации и расслаблении мышц лица, тела, шеи.

Попеременно напрягая и расслабляя, человек учится этими мышцами"двигать" и регулировать их напряженность. Затем клиент вместе с психологом ранжирует выявленное от наименее страшного до наиболее страшного.

в начале учебного года проведение методики диагностики М. А. Панфиловой . «страхи в домиках» . Итак, вы предлагаете: «Нарисуй свой страх». Сна-.

Исследование причин появления страхов детей 2. В коммуникативном аспекте исследования проблемы страха целесообразно выделить его дезорганизующую функцию. Она проявляется прежде всего на уровне разрушения коммуникативных отношений и коммуникативных умений субъекта общения. Страх — явление динамичное. Природа — всегда стихия. Ее защита нередко превращается в свою противоположность. Все на свете диалектически противоречиво в нашем человеческом естественно-научном размышлении.

Тест «страхи в домиках»

Детям было предложено на листах бумаги, цветными карандашами нарисовать то, что они больше всего боятся. На основании особенностей изображения можно определить: В результате анализа рисунков учащихся были получены следующие данные: Таким образом , мы видим , что страхи , тревожность вызывают у дошкольников образы ,возникшие в их сознании под влиянием кинофильмов, средств массовой информации. Особенно следует обратить внимание на ситуацию в доме , в семье у детей , изобразивших дом и символические образы.

Рисунок: нарисуй свой страх. Самый творческий способ справляться со страхами, он здорово работает с детьми, но и взрослым тоже.

Есть несколько способов нарисовать страх 1. Иногда представить страх помогают наводящие вопросы: Нарисовать самый первый случай, напугавший человека. Нарисуйте именно тот, самый первый случай, сформировавший страх. Изготовить маску, сделать костюм страха или отдельные элементы. Нарисовать лицо, выражающее испуг, ужас, страх.

Как побороть свой страх телефонных звонков. Секрет